Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А.).
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
Функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту. Это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Основные направления функциональной грамотности:
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность— это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Функциональная грамотность – это способность находить решение в новой неосвоенной ситуации. (Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне изучаемого учебного материала).
Формируемые компетенции:
1) применять приобретенные знания и умения в ситуациях жизненного характера
2) самостоятельно осваивать новые знания и умения
Методическое обеспечение формирования функциональной грамотности
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования»
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности обучающихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования»
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»
- Методические рекомендации по использованию в учебном процессе КИМ, сформированных на базе банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»
- Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности (5-9 классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»
- Методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»
- Методика формирования и оценивания базовых навыков, компетенций обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования по обществознанию, биологии, физике, химии, необходимых для решения практико-ориентированных задач
- Функциональная грамотность. Банк заданий (1-9 классы). Издательство «Просвещение»
- Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»
- Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»
- Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Диагностика функциональной грамотности. Платформа «Учи.ру»
- Открытые задания PISA
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». Задания для формирования функциональной грамотности у обучающихся для скачивания и реализации
Материалы Белгородского регионального института развития образования https://beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost
Список литературы по формированию функциональной грамотности
Рекомендации родителям. Как развивать функциональную грамотность